Система «Платон»: влияние на цены

Система «Платон»: влияние на цены

Не так давно в России была введена новая система «Платон», предназначенная для оплаты проезда грузовых автомобилей. Кажется, что полтора рубля за один километр пути с каждой большегрузной фуры – не такая уж и большая сумма. Однако выяснилось: система обладает таким количеством недоработок, что риски перевозчиков резко возросли, а стоимость транспортных услуг резко подскочила вверх.

ПАО Торгово-промышленная компания «МОССАХАР»
Индекс: 121471, г. Москва, ул. Рябиновая, д. 65
+7 (495) 640-55-26

07.12.2015

Не так давно в России была введена новая система «Платон», предназначенная для оплаты проезда грузовых автомобилей. (Подробнее о ней вы можете прочитать в этой статье.) Кажется, что полтора рубля за один километр пути с каждой большегрузной фуры – не такая уж и большая сумма. Однако выяснилось: система обладает таким количеством недоработок, что риски перевозчиков резко возросли, а стоимость транспортных услуг резко подскочила вверх.

Сорванный» сезон

С конца осени у транспортных организаций и ритейлеров традиционно стартует так называемый сезон. Экономический кризис не отменил ежегодного роста объема перевозок, так как повышение спроса связано прежде всего с новогодними праздниками. Введение тарифа на проезд для большегрузных фур в данный период отрицательно сказалось на производителях, ритейлерах и логистических организациях, спровоцировав негативную реакцию. Подробные разъяснения начали проводиться только при запуске «Платона».

Первые трое суток функционирования системы привели к настоящему коллапсу, спровоцированному техническими сбоями. Ознакомимся с ними подробнее. Для начала стоит отметить, что сайт «Платона» зачастую работал некорректно, а значит, доступ к нему временно ограничивался. Помимо этого система требует соблюдения конкретного маршрута, включающего в свой состав исключительно федеральные трассы. Альтернативные способы проезда при этом полностью игнорируются.  Следующая проблема – это формирование отчетных данных. Протяженность маршрута, регистрируемого «Платоном» и данные, полученные с использованием ГЛОНАСС и GPS, разнятся. Существуют прецеденты, когда в отчете «Платона» длина пройденного пути вместо фактических 700 км составляла 1200 км. Это становится причиной списания неверных сумм.

Третий проблемный момент – невозможность приобрести специальную технику. ГИБДД сообщают, что на территории РФ зарегистрировано свыше 1,8 миллиона большегрузных автомобилей, но на текущий момент бортовыми устройствами оснащена лишь 1/10 часть транспорта. При этом исправность приборов остается под вопросом. Уже были зарегистрированы случаи поломки или неправильного информирования водителей о статусах маршрутов. Однако служба технической поддержки не дает конкретных советов о том, какие действия необходимо предпринимать в подобных случаях.  Разумеется, со временем технические проблемы будут устранены, но расплачиваться за них необходимо прямо сейчас.

Ошибка, стоящая… миллион

Система функционирует некорректно, но при этом действует грабительская система штрафов. Так, первое нарушение будет стоить юридическому лицу 450 тысяч рублей, следующее  – миллион. Частные предприниматели обойдутся штрафом в 45 и 100 тысяч соответственно. Для любого участника рынка перевозок такие суммы являются непосильными. Поправки, в которых обсуждается снижения тарифов, уже созданы, но пока не утверждены и не вступили в законную силу.

Легко напрашивается вывод: системе «Платон» не хватает стабильности, а ее влияние на рынок перевозок крайне негативно. 20-30% большегрузов, принадлежащих нашим партнерам-перевозчикам, не выходят на маршрут. Даже выплата одного штрафа может подтолкнуть скромную логистическую компанию к порогу банкротства. При этом на рынке логистики искусственно поддерживается транспортный дефицит, что провоцирует спекуляцию со стороны недобросовестных участников.  Первыми пострадавшими в этой цепочке становятся ритейлеры.

В среднем 65-70% груза в сфере ритейла отправляются большегрузным транспортом. В некоторых направлениях этот показатель может достигать 85%. На маршрутах продолжительностью свыше 400 км использование автомобилей небольшой грузоподъемности совершенно нецелесообразно: затраты на транспортировку единицы продукции в этом случае многократно возрастают. Говорить о замене автомобильных доставок на железнодорожные сложно: последние стоят дороже, а осуществляются дольше.

Сколько стоит?

Налог, составляющий 1 руб. 53 коп. за километр, приводит к увеличению стоимости перевозки ориентировочно на 4-6%. Если проанализировать опыт других стран, можно увидеть: в странах Европы доставка стоит дороже, но при этом тарифы на проезд значительно ниже. Так, в Польше плата с каждого грузовика составляет не более 1,8 руб/км (по текущему курсу). В среднем 1 км в Европе обходится водителю в 1-1.2 евро, в нашей стране – в 0,5 евро.

Искусственный дефицит транспортных средств привел к тому, что стоимость доставки готовой продукции выросла на 10-20%, а для некоторых направлений этот коэффициент составил 80-120%. Итоговая сумма зависит от потребностей заказчиков, а каждая компания обладает собственной схемой повышения цен. Больше всего «не повезло» товарам повседневного спроса.

При расчете себестоимости продукции каждая компания закладывает свой процент издержек на логистику. Транспортная составляющая в этой сумме составляет немалую долю, но в первую очередь зависит от схем производства и сбыта продукции. При этом затратным будет любой этап. Так, при производстве молока нужно доставить корма для животных, после этого перевезти собранный продукт на перерабатывающий завод, при необходимости довезти оборудование и комплектующие, а после этого доставить готовую продукцию на склад или в распределительный центр.

Стоит помнить, что издержки, которые несут производители из-за несвоевременного привоза компонентов, способны увеличить себестоимость товаров в несколько раз. Чтобы верным образом оценить влияние налога, необходимо рассматривать весь процесс в целом.

Опыт европейских стран

Чтобы привести ситуацию на рынке в норму, нужно в первую очередь ликвидировать все ошибки системы. Пока сбои устраняются, необходимо ввести временный запрет на оплату проезда и штрафы, а всех перевозчиков, обладающих бортовыми устройствами, перевести на постоплатную систему.

Россия – не первая страна, решившая создать систему взимания оплаты с большегрузных автомобилей. Оглядываясь на страны Европы, сборы можно разделить на два типа. Во Франции большинство государственных дорог являются платными для проезда любого автотранспорта. В Германии – стране, лидирующей по созданию систем, схожих с «Платоном», дороги бесплатны, а сборы дифференцированы.  В данном государстве уже 10 лет со всех большегрузных автомобилей (общим весом от 12 тонн) взимается обязательная плата за использование автомагистралей федеральной сети. По словам европейских коллег, на отлаживание такой системы понадобилось пять лет. Три года специалисты потратили на проведение рабочих тестов – в это время оплата не взималась, а в течение двух следующих лет осуществлялось постепенное внедрение. При возникновении технических проблем работа системы полностью приостанавливалась. В Польше из-за сбоев запуск системы отложили на несколько месяцев.

В нашей стране «Платон» сразу запустили в рабочем режиме. Расплачиваться за недочеты в итоге придется потребителям.

По материалам сайта: www.rbc.ru

Назад

Головной офис
121471 г. Москва, улица Рябиновая, д. 65
По будним дням: +7 (495) 640-55-26
  +7 (985) 967-19-14
По выходным дням: +7 (985) 967-19-14
Приемная: +7 (495) 448-36-96

 
© 2024
АО ТПК «МОССАХАР», ИНН: 7705035140
При использовании материалов сайта активная ссылка обязательна!