- Главная
- Полезная информация
- Контроль неликвидной продукции
Контроль неликвидной продукции
20.05.2020
Один из рисков хранения товарных запасов состоит в возможности образования неликвида – нереализуемого запаса продукции.
Причины образования неликвида
- Падение спроса на конкретный товар из-за возникновения конкуренции на рынке.
- Снижение спроса из-за прекращения деятельности потребителя.
- Ошибочная закупка лишнего количества товара.
- Ошибочная закупка устаревшей продукции.
- Порча товаров из-за механических повреждений, повышенной влажности и т.п.
- Брак, который не был заменен поставщиком.
- Появление новой модели, которая заменяет прежние модификации изделий.
- Ошибочное оприходование товаров.
- Пересортица в поставке.
- Пересортица из-за неграмотной раскладки товаров, обнаруженная при поиске других наименований.
- Несписание реализованной продукции.
- Обнаруженные при инвентаризации потери, которые возникли из-за некорректного нанесения адресов хранения или указания их нестойкой краской.
Может показаться, что вышеперечисленные ситуации возникают редко. Но если в складском комплексе хранится более 100 позиций, то неликвиды возникают постоянно и нарастают довольно быстро.
Как снизить риск образования неликвидной продукции
Чтобы свести к нулю возникновение неликвида, нужно каждый месяц просматривать перечень продукции, не имеющей спроса с начала года. Стоит ввести ежеквартальный анализ реализации каждого номенклатурного наименования в единицах измерения, отслеживать колебания спроса и понимать их причины. Контракты с поставщиками следует составлять таким образом, чтобы иметь право возвращать неправильно заказанные позиции, а предъявляемые по количеству и качеству рекламации быстро удовлетворять.
Скрупулезный учет и грамотная организация управления запасами сможет избавить компанию от возникновения неликвидной продукции. Складской департамент должен предоставлять менеджменту следующую отчетность:
- Ежемесячный перечень продукции, не пользующийся спросом более 1 или 2 месяцев (этот параметр должен установить руководитель). Отчет поможет принять своевременные меры – ускорить реализацию и высвободить средства, которые «заморожены» в товарах.
- Еженедельный или ежемесячный перечень продукции, запас которой уменьшился ниже установленного руководством минимума. Отчет позволит своевременно отправить заказы поставщикам.
- Ежеквартальный расчет оборачиваемости по каждому наименованию. Документ даст возможность оптимизировать сроки и объемы новых партий.
- Ежемесячный перечень продукции, которая передана на реализацию и находится у посредников дольше установленных сроков. Отчет поможет принять решение о продлении сроков реализации или возврате товаров.
- Ежеквартальные предложения по списанию неликвида и продукции, которая была испорчена, утеряна, похищена.
Максимальным допустимым объемом неликвидных товаров по цене считается 5%. Если процент окажется выше, то затраты на содержание продукции, уплата налогов на имущество, инфляция и другие факторы могут снизить большую часть прибыли. Ведь неликвид не просто хранится – он занимает место в складских помещениях и с каждым годом становится все дороже.
Многие компании не ведут системной работы по избавлению от неликвидной продукции. Однако сейчас наладить процедуры с помощью современного программного обеспечения довольно просто. Чтобы быстро выявлять неликвидную номенклатуру, необходимо добавить в ПО процедуру, которая будет:
- Отображать остатки товаров, на которые нет спроса в течение полугода.
- Показывать излишки запасов, к которым относится имеющая спрос продукция, но при этом находящиеся на складе в объеме 3-месяной потребности.
Определив неликвид, нужно будет проанализировать о возможности его использования для сбыта. В зависимости от оценки действовать стоит по-разному:
- Если товар можно предложить продавцам, то цену нужно установить на минимальном значении, которое только покроет себестоимость. Надо помнить, что в запас продукцию берут тогда, когда сделка кажется особо выгодной. Кроме того, второй раз продать тому же заказчику неликвидную продукцию не получится, а еще одно снижение стоимости только повысит сомнения клиента в полезности предлагаемых товаров.
- Если продукцию применить некуда, то стоит установить «бросовую» стоимость и продать их на выбор или на вес.
- При невозможности избавления от неликвида, его необходимо списать. Делать это лучше своевременно, так как в течение одного-двух лет может скопиться огромный объем неликвидной продукции, который не получится списать без объявления процедуры банкротства.
Теги: контроль_деятельности
Также в разделе
Новости
20.09.2023
10.07.2023
04.07.2023